РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
КУЗБАССКОМУ КАРДИОЦЕНТРУ - 25 ЛЕТ
Цель. Повысить эффективность и безопасность антикоагулянтной терапии у пациентов с протезированными клапанами сердца путем разработки и внедрения комплекса, основанного на последовательности восстановления синусового ритма после одномоментного протезирования митрального клапана и процедуры «Лабиринт», фармакогенетическом подходе к выбора антикоагулянтов и внедрении обучающей программы.
Материалы и методы. За 2008–2013 гг. обследовано 525 больных с протезами клапанов сердца. Первая группа (n=118) пациентов приняла участие в разделе работы, посвященном стратегии восстановления синусового ритма, вторая группа (n=249) участвовала при оценке эффективности обучающей программы, третья (n=216) – в разделе исследования по применению фармакогенетической чувствительности к варфарину. Больным проведены операции в условиях ИК по коррекции клапанной патологии, использовали геномные методы исследования, оценку данных ультразвукового исследования внутрисердечной гемодинамики.
Результаты. Применение одномоментной коррекции порока митрального клапана и процедура «Лабиринт» в 61,8 % случаев обеспечивало восстановление синусового ритма; плановая электроимпульсная терапия, проводимая через 1,5 месяца после операции на сердце, увеличивала возможность восстановления синусового ритма у 84,8 % больных; применение катетерной радиочастотной аблации через 6 месяцев после операции на сердце в 100 % случаях способствовало восстановлению синусового ритма у пациентов с биологическими протезами и обеспечивало отмену варфарина. Применение фармакогенетического подхода в раннем послеоперационном периоде привело к уменьшению в 2 раза сроков подбора терапевтической дозы варфарина и увеличению на 25,2 % времени терапевтического диапазона гипокоагуляции. Использование обучающей программы, основанной на преемственности стационарного и амбулаторного этапов, позволило через 2 года после протезирования клапанов сердца в 1,8 раза снизить риск тромботических и в 2,6 раза – геморрагических осложнений.
Заключение. Применение комплексного подхода, включающего последовательное восстановление синусового ритма, информационно-мотивационный и фармакогенетический подходы, способствуя улучшению качества контроля терапии варфарином, повышению информированности, приверженности к лечению, обеспечивает уменьшение геморрагических и тромботических осложнений.
На основе поликапролактона (ПКЛ) и композиции полигидроксибутирата/валерата и поликапролактона (ПГБВ/ПКЛ) методом электроспиннинга изготовлены сосудистые графты диаметром 2 мм. Структура поверхности графтов изучена методом сканирующей электронной микроскопии, физико-механические свойства – на разрывной машине (n=20), вязкоэластические свойства – на установке артериального пульсирующего потока (n=12). Оценена гемосовместимость и тромборезистентность внутренней поверхности графтов (n=12). С использованием культуры эндотелиальных клеток линии Ea.hy 926 изучены адгезивные характеристики и жизнеспособность клеток, культивируемых на полимерных матриксах в течение 6 суток.
Разработанные ПКЛ- и ПГБВ/ПКЛ-графты состояли из полимерных нитей диаметром до 4 мкм, которые при своем хаотичном расположении формировали поры размером до 40 мкм. ПКЛ-графты были в 2,7 раза менее прочными, но в 10,7 раза более эластичными, чем аутовены (p<0,001). Жесткость ПКЛ-графтов 2,9 раза превысила жесткость аутовен (р<0,001). Добавление в полимерный состав графтов ПГБВ способствовало повышению прочности материала в 1,9 раза и снижению его относительного удлинения в 1,8 раза (р<0,001). Жесткость материала при этом возросла в 6,9 раза (р<0,001). Вязкоэластические свойства полимерных графтов статистически значимо отличались от вязкоэластических свойств артерий (p<0,001), однако были с ними более схожи, чем с аналогичными свойствами сосудистых имплантов из Dacron и ePTFE. После контакта с кровью на внутренней поверхности ПГБВ/ПКЛ-матриксов обнаружили минимальное количество протеинов и форменных элементов крови, активации тромбоцитов не происходило. На поверхности ПКЛ-матриксов отмечена активация тромбоцитов и большее количество белка. После культивиро- вания клеток линии Ea.hy 926 на поверхности ПКЛ-матриксов абсолютное количество клеток оказалось в 1,5 раза меньше, чем на культуральном пластике. Введение в состав полимерной композиции ПГБВ привело к увеличению количества адгезированных клеток, которые располагались как на поверхности, так и внутри матриксов. Достоверного снижения клеточной жизнеспособности при культивировании на полимерных матриксах не отмечено.
Цель. Целью настоящего исследования являлось создание модели дифференцированного выбора стратегии реваскуляризации у больных с инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST (ИМпST) и многососудистым поражением (МП) коронарного русла и создание интерактивного калькулятора.
Материалы и методы. В исследование было включено 327 пациентов с ИМпST и МП коронарного русла, подвергающихся первичному чрескожному коронарному вмешательству (ЧКВ). Больные были распределены в две группы: 1) многососудистое стентирование (МС) в рамках первичного ЧКВ (n=91); 2) поэтапная реваскуляризация (ПР) (n=236). Конечными точками исследования на протяжении 12 месяцев наблюдения были значимые неблагоприятные кардиоваскулярные события. Внутри каждой группы была оценена относительная частота наступления неблагоприятного исхода и рассчитан прогностический коэффициент, позволяющий определить значимость каждого учитываемого клинико-демографического и ангиографического показателя в развитии неблагоприятного исхода.
Результаты. Наибольшей негативной прогностической значимостью для неблагоприятного исхода у пациентов, подвергающихся стратегии МС в рамках первичного ЧКВ, обладали следующие факторы: наличие постинфактного кардиосклероза (ПИКС); тяжелый коронарный атеросклероз (SYNTAX≥23 балла); пожилой возраст (≥65 лет); женский пол. В отношении же ПР отмечены наличие в анамнезе инсульта; ПИКС; мультифокальный атеросклероз; трехсосудистое поражение коронарного русла и применение стентов без лекарственного покрытия. Основным результатом настоящего исследования стало создание интерактивного калькулятора, при помощи которого становится возможным определять оптимальную стратегию реваскуляризации для пациентов с ИМпST и МП. Приводятся примеры использования калькулятора.
Заключение. Учет комплекса клинико-демографических и анатомо-ангиографических факторов при помощи разработанного калькулятора может способствовать улучшению результатов лечения при ИМпST посредством определения оптимальной стратегии реваскуляризации.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Актуальность. В настоящее время продолжаются исследования по оценке влияния отдельных факторов на смертность от болезней системы кровообращения (БСК). Цель: изучить и сравнить мнение врачей-специалистов о факторах, оказывающих влияние на статистические показатели смертности от БСК в различных регионах РФ.
Материалы и методы. В ФГБУ ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России была составлена анкета, направленная в департаменты здравоохранения регионов, научным работникам – специалистам в области профилактической медицины и общественного здоровья здравоохранения. Экспертам предлагалось ответить на вопросы, оценивая вклад каждого из представленных шести факторов (коморбидная соматическая патология; коморбидная психическая патология, коморбидная патология на фоне употребления алкоголя и наркотиков, невыполнение рекомендаций врача, незнание основных факторов риска развития БСК или отказ от их коррекции, незнание основных проявлений (симптомов) жизнеугрожающих заболеваний или их осложнений) как ведущей причины смерти на смертность от болезней системы кровообращения по пятибалльной шкале. Всего было получено 226 заполненных анкет, из них 37 – от специалистов, работающих в Кемеровской области, 70 – Ростовской области, 119 – других регионов РФ. Таким образом, сформированы три группы сравнения.
Результаты. Не выявлено статистически значимых различий в ответах на вопросы между группами врачей. Средний балл влияния коморбидной соматической патологии, по мнению врачей, составляет 3,5; коморбидной психической патологии – 2,7; коморбидной патологии, обусловленной употреблением алкоголя и наркотиков, – 3,5; невыполнением рекомендаций врача – 4; незнание основных факторов риска развития БСК или отказ от их коррекции – 3,8; незнание основных проявлений (симптомов) жизнеугрожающих заболеваний или их осложнений, требующих первой помощи и экстренной медицинской помощи, – 3,9. Несмотря на определенные различия в мнении врачей относительно влияния каждого из рассматриваемых факторов на смертность от БСК (коэффициент конкордации Кенделла W=0,181) степень согласия статистически значимо (р<0,0001) отличается от нуля.
Вывод. Все перечисленные факторы, по мнению врачей, оказывают значительное влияние на смертность от БСК. Статистически значимых различий между мнениями групп врачей в оценке факторов, влияющих на смертность БСК, не выявлено. Имеется статистически значимая, но низкая степень согласия врачей в бальной оценке рассматриваемых факторов.
Целью данного исследования послужила оценка связей сердечно-сосудистой патологии городского населения с условиями окружающей среды (концентрациями загрязнителей и значениями температуры атмосферного воздуха).
Проведен анализ первичной заболеваемости, госпитализации и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, а также данных по концентрациям химических веществ (мг/м3 ) и температуре воздуха (в °С) в городе Новокузнецке Кемеровской области за 2007–2012 гг. Данные по сердечно-сосудистой патологии населения представлены с учетом возраста (до 60 лет и старше). Анализировались помесячные среднесуточные значения показателей. Для сравнения 2-х групп количественных переменных применялся критерий Манна – Уитни, трех и более – критерий Крускалла – Уоллиса. Для определения силы, направленности и достоверности связи между количественными показателями использовался регрессионный анализ.
Показатели заболеваемости, госпитализации и смертности от сердечно-сосудистой патологии во всех возрастных группах, за исключением уровня госпитализации в возрасте старше 60 лет, в динамике снижаются. Уровни загрязнителей атмосферного воздуха характеризуются разнонаправленными тенденциями в динамике за исследуемый период. К загрязнителям атмосферного воздуха, наиболее часто превышающим предельно-допустимые концентрации в Новокузнецке в 2007–2012 гг. относятся взвешенные вещества (6,7 % проб), фторид водорода (6,6 %), формальдегид (3,8 %), фенол (2,5 %), сажа (2,3 %), диоксид азота (1,1 %). Согласно регрессионному анализу, показатели сердечно-сосудистой патологии населения Новокузнецка в 16–57 % случаев объясняются условиями окружающей среды. Количество зарегистрированных случаев заболеваний, госпитализаций и смертей от патологии сердечно-сосудистой системы связано прямо с концентрацией взвешенных веществ, фторида водорода, формальдегида в атмосферном воздухе и обратно – с температурой воздуха. Вклад взвешенных веществ и температуры воздуха в сердечно-сосудистую патологию выше среди пенсионеров по сравнению с лицами до 60 лет.
Таким образом, показано совместное влияние уровней загрязнения и температуры воздуха на сердечно-сосудистую патологию населения г. Новокузнецк.
ИННОВАЦИИ В ОЦЕНКЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
Цель. Оценка частоты выявления тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА), определение факторов риска ее развития и неблагоприятного госпитального исхода.
Материалы и методы. Обследовано 55 пациентов с диагнозом ТЭЛА, которым проведено стандартное лабораторное и инструментальное обследование.
Результаты. Около половины пациентов были госпитализированы в первые 24 часа с момента развития симптоматики, при этом у 23,6 % пациентов отмечалась первично развившаяся ТЭЛА. Преобладали лица женского пола с ожирением, артериальной гипертензией, сахарным диабетом и ИБС. Онкологическая патология и тромбоз глубоких вен имели место в 21,8 и 18,2 % случаев соответственно. Тромболитической терапии подверглись 52,7 %, консервативной – 41,9 % пациентов, трем пациентам проведено оперативное вмешательство в виде тромбэктомии из ствола легочной артерии. Смертельный исход наступил у 12 (23,6 %) больных. Определены неблагоприятные прогностические факторы: низкий уровень систолического артериального давления, дилатация правого желудочка, поражение ствола легочной артерии и повышенный уровень тропонина Т. Следует отметить, что повышенный уровень D-димера в крови наблюдался у всех пациентов с ТЭЛА, независимо от течения и исходов заболевания. Частота возникновения тромбоэмболии легочной артерии составила 1,03 % от количества всех пациентов с патологией системы кровообращения, поступивших в учреждение в течение года.
Заключение. Наличие ожирения и артериальной гипертензии у пациентов с тромбоэмболией легочной артерии встречалось наиболее часто. Неблагоприятный госпитальный исход пациентов был достоверно связан с артериальной гипотонией (p=0,0016), наличием дилатации правого желудочка (p=0,006), тромбозом ствола легочной артерии по результатам МСКТ (р=0,026) и повышенным уровнем тропонина T (p=0,0426).
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ИННОВАЦИИ В АРИТМОЛОГИИ
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
Aim. Coronary artery bypass grafting (CABG) and tricuspid valve replacement (TVR) are available therapeutic options for cardiac allograft vasculopathy (CAV) and tricuspid regurgitation (TR), respectively after orthotopic heart transplantation (OHT). To our knowledge, these two procedures have never been reported simultaneously in a heart transplant recipient in the literature.
Materials and methods. We present the first incidence of a simultaneous CABG and TVR with a BiocorTMbioprosthetic valve in a heart transplant recipient 25 years after the original transplant operation, the longest reported duration before reoperation after OHT.
Results. Early postoperative course was complicated by complete heart block requiring placement of dual chamber pacemaker. Patient progressed well after this intervention and was eventually discharged to home and remained asymptomatic on follow-up.
Conclusion. Concomitatnt CAV and TVR for severe TR is a safe and effective treatment option with low perioperative mortality and favorable short and long term outcomes in heart transplant recipients.
Aim. Coronary artery bypass grafting (CABG) and tricuspid valve replacement (TVR) are available therapeutic options for cardiac allograft vasculopathy (CAV) and tricuspid regurgitation (TR), respectively after orthotopic heart transplantation (OHT). To our knowledge, these two procedures have never been reported simultaneously in a heart transplant recipient in the literature.
Materials and methods. We present the first incidence of a simultaneous CABG and TVR with a BiocorTMbioprosthetic valve in a heart transplant recipient 25 years after the original transplant operation, the longest reported duration before reoperation after OHT.
Results. Early postoperative course was complicated by complete heart block requiring placement of dual chamber pacemaker. Patient progressed well after this intervention and was eventually discharged to home and remained asymptomatic on follow-up.
Conclusion. Concomitatnt CAV and TVR for severe TR is a safe and effective treatment option with low perioperative mortality and favorable short and long term outcomes in heart transplant recipients.
ISSN 2587-9537 (Online)